Об особенностях определения налоговой базы по НДС при списании организацией импортного товара в связи с его браком


Ситуация
Наша организация занимается оптовой торговлей, закупает товар у китайского поставщика. Последняя поставка оказалась бракованной, но брак выяснился только после отгрузки товара покупателю (НДС, таможенный сбор и пошлина уплачены полностью). Пришлось проводить экспертизу и полностью утилизировать товар, так как за хранение его на складе организация платила внушительные суммы (возврат поставщику был бы нерентабелен, тем более мы не произвели входной контроль качества товара и не составили акты приемки-передачи брака). На данный момент в бухгалтерском учете бракованный товар отражен на счете 41 (на отдельном складе), а НДС - на счете 19.

Вопрос
Можем ли мы возместить НДС из бюджета по данному товару? Если нет, то НДС так и будет на остатке по счету 19? Можем ли мы убыток от списания товара отнести на расходы по налогу на прибыль? Какие нужны обоснования для этого?

Ответ

НДС.
Согласно пункту 2 статьи 171 Налогового кодекса РФ вычетам подлежат суммы НДС, уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на территорию РФ в таможенных процедурах выпуска для внутреннего потребления, временного ввоза и переработки вне таможенной территории либо при ввозе товаров, перемещаемых через границу Российской Федерации без таможенного оформления, в отношении:

1. товаров (работ, услуг), а также имущественных прав, приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения по НДС (за исключением товаров, предусмотренных пунктом 2 статьи 170 НК РФ);

2. товаров (работ, услуг), приобретаемых для перепродажи. Вычет указанных сумм НДС, согласно пункту 1 статьи 172 НК РФ, производится на основании документов, подтверждающих фактическую уплату налога при ввозе товаров на территорию РФ, после принятия на учет ввезенных товаров, при наличии соответствующих первичных документов.

Ваша компания, являясь импортером, уплатила НДС при ввозе товара на территорию РФ, но не использовала этот товар для осуществления операций, облагаемых НДС, а полностью утилизировала данный товар. Поэтому Вы не имеете права принять данную сумму НДС к вычету. Минфин России придерживается аналогичного мнения по данному вопросу (см. Письмо Минфина России от 11.01.2008 N 03-07-08/03).
Остаток по счету 19 "Налог на добавленную стоимость по приобретенным материально-производственным запасам необходимо списать на счет 91.2 "Прочие расходы", как расходы не принимаемые для целей налога на прибыль.

Налог на прибыль.
Условия приемки импортных товаров по количеству и качеству устанавливаются в договорах (контрактах) с иностранными поставщиками. Если порядок и сроки приемки товаров не были специально оговорены в договоре, то необходимо руководствоваться Инструкцией о порядке и сроках приемки импортных товаров по количеству и качеству, составлении и направлении рекламационных актов, утвержденной Госарбитражем СССР 15 октября 1990 г.
Приемка товаров, поступивших в ненарушенной таре от иностранного поставщика, осуществляется в обычном порядке, как и приемка товаров от отечественного поставщика. Если установлено несоответствие количества и (или) качества товара договору, составляется рекламационный акт (унифицированной формы ТОРГ-3). Акт должен составляться в присутствии материально ответственного лица покупателя, представителя иностранного поставщика (при согласии поставщика возможно составление акта при его отсутствии) и экспертов торгово-промышленной палаты. Если невозможно присутствие представителей торгово-промышленной палаты, то товар принимается с участием представителей других незаинтересованных организаций. Рекламационный акт составляется отдельно по каждому иностранному поставщику на каждую партию товара, поступившую по одному транспортному документу.
Оформленные документы на приемку товаров являются основанием для расчетов с поставщиками, и их данные не могут быть пересмотрены после приемки товаров в организации (за исключением потерь товаров от естественной убыли и боя при транспортировке).
Ваша компания не соблюдала установленный порядок и сроки приемки импортных товаров по количеству и качеству, не составляла и не направляла рекламационных актов, не произвела входной контроль качества товара, а, следовательно, не имеет документов, подтверждающих целесообразность расходов по списанию товаров. По нашему мнению, в силу статьи 252 НК РФ расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, поэтому принять убытки от списания импортного товара нельзя принимать в составе расходов при расчете налога на прибыль.
В то же время ФАС Западно-Сибирского округа в Постановлении от 02.05.2007 N Ф04-2507/2007(33689-А27-40) по делу N А27-14971/2006-6 указал, что в силу ст. 252 НК РФ для определения экономической обоснованности расходов нужно учитывать, соотносятся ли они с осуществляемой деятельностью и направлены ли на получение дохода от нее вообще, а не в определенном налоговом периоде, поэтому доводы налогового органа не должны быть основаны на определении экономической эффективности деятельности налогоплательщика в конкретном налоговом периоде.

Мы предлагаем Вам
Заполнить анкету Задать вопрос

Стоимость наших услуг

Вопрос-ответ

тел:

факс:

email:

8(495)921-41-45

8(495)921-41-45

info@audit-zerkalo.ru


Наши клиенты

все клиенты